+7 (977) 800-444-2 mos@urms.ru

Наши юристы

TУЛЯKOB E.

земельное право

et@urms.ru

Наши юристы

AKИMKИH A.

персональные данные

aa@urms.ru

Наши юристы

CИДEЛEB Д.

трудовое право

ds@urms.ru

Наши юристы

БУДЬIШ A.

административное право

ab@urms.ru

Наши юристы

KPИBOШЕЕB Д.

взыскание долгов

dk@urms.ru

Наши юристы

Соболев Д.

административное право

sd@urms.ru
10
лет
на защите
интересов клиентов

юристы высокой профильной квалификации

Ситуация:

В рамках основного вида деятельности Общество осуществляет оптовую торговлю пищевыми продуктами. В составе Общества имеется три вида персонала:

1. Персонал склада: грузчики, осуществляющие управление транспортом; кладовщики, не осуществляющие управление транспортом, но непосредственно взаимодействующие с продукцией Общества;

2. Работники отдела продаж, которым устанавливается разъездной характер работы и выдаются лизинговые автомобили, не взаимодействующие с продукцией Общества, не являющиеся водителями и не осуществляющим перевозку грузов или людей. Автомобили выданы для периодического посещения клиентов Общества.

3. Офисные работники разных отделов Общества, которые со складом либо продукцией Общества при выполнении трудовой функции не взаимодействуют.

Вопросы:

Какие виды медицинских осмотров необходимы вышеуказанным категориям работников?

Нужны ли предрейсовые медицинские осмотры для второй категории – работников отдела продаж?

Если треться категория – офисные работники, выполняют трудовые обязанности в обособленных структурных подразделениях, где отсутствуют склады в структуре Общества, обязан ли работодатель проводить медицинские осмотры?

Какие санкции предусмотрены за непроведение медосмотров? Может ли Общество быть привлечено к административной ответственности в ходе одной проверки, за отсутствие медицинского осмотра по каждому работнику в отдельности?

Ответ:

Учитывая, что основным видом деятельности является торговля, Общество обязано обеспечить прохождение всеми работниками предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.

То обстоятельство, что в ряде обособленных подразделений Общества может не находиться  продукция Общества, не исключает обязанности Общества по проведению медицинских осмотров работников таких подразделений.

Если работникам Общества предоставляются лизинговые автомобили, при этом работники не осуществляют перевозку грузов и людей, и транспортное средство используется по личному усмотрению работника, предрейсовые медицинские осмотры можно не проводить. Подобная позиция подтверждается судебной практикой. Однако следует предъявлять повышенное внимание к оформлению трудовых отношений с такими работниками, поскольку если документально будет подтверждено, что функция работника относится к функции водителя, то возможно привлечение Общества и его должностных лиц к административной ответственности за непроведение предрейсового медицинского осмотра. Оспорить в дальнейшем такие действия проверяющих органов проблематично, что также подтверждается судебной практикой.

Помимо обязательного проведения предварительных и периодических медицинских осмотров для всех работников Общества, требуется проведение предрейсового медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования работников, управляющих транспортным средством / осуществляющих работу с источником повышенной опасности (категория грузчики, осуществляющие управление транспортом).

Санкции за непроведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований предусмотрены частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ - работодатель может быть привлечен государственной инспекцией труда к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Совершение указанного административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.  

Нарушение, допущенное работодателем в отношении нескольких либо всех работников, как правило, подлежит рассмотрению должностным лицом Государственной инспекции труда в рамках одного производства с вынесением одного постановления и назначением одного наказания. Однако встречаются случаи, когда инспектор выносит постановления о привлечении должностного лица / юридического лица по каждому выявленному случаю. При этом данные действия инспектора можно оспорить, что подтверждается решением Московского городского суда от 12.12.2016, в котором указано, что являются обоснованными доводы заявителя «Опытный завод ВЭИ» о том, что правонарушения, повлекшие вынесение двенадцати постановлений о назначении административного наказания по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, за непрохождение работниками обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда, а также обязательного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования, были выявлены в рамках одной проверки и не образуют состава самостоятельных административных правонарушений, а то обстоятельство, что указанные нарушения касаются фактов нарушения законодательства об охране труда, допущенного в отношении нескольких работников, не является основанием для назначения самостоятельных наказаний. Следовательно, работодатель подлежал привлечению к ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением одного наказания в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. По итогам рассмотрения дела жалоба работодателя Московским городским судом была удовлетворена, и постановления Государственной инспекции труда и решение суда первой инстанции были изменены, с назначением работодателю одного административного наказания в виде административного штрафа.

Необходимо также отметить, что если с каким-либо работником Общества произойдет несчастный случай на производстве, с причинением тяжкого вреда здоровью либо повлекший по неосторожности смерть человека / смерть двух или более лиц, и в ходе расследования несчастного случая будет установлена причинно-следственная связь между допущенными нарушениями в виде отсутствия у работников медицинских осмотров / психиатрических освидетельствований и причиненными повреждениями либо наступлением смерти, то должностные лица Общества, на которые возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ, вплоть до принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Субъектом такого преступления, согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 41, могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда, а также представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Обоснование выводов:

1. В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который должен:

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, с сохранением за работниками места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;

- обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

В силу статьи 76 ТК РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование.

Согласно статье 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Согласно статье 213 ТК РФ, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В Определении Верховного Суда РФ от 06.12.2017 № 34-АД17-5 указано, что положениями статьи 213 ТК РФ и «Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, предусмотрено проведение медицинских осмотров в отношении работников, занятых на работах в организациях торговли, без указания на конкретные виды торговли и реализуемую продукцию. В связи с этим, судом признаны необоснованными доводы ЗАО «Север Минералс», которое пыталось признать незаконным привлечение к административной ответственности за непроведение медицинских осмотров. В обоснование своих доводов ЗАО «Север Минералс» указало, что основным видом деятельности работодателя является оптовая торговля машинами, оборудованием и принадлежностями к ним, работники ЗАО «Север Минералс» не относятся к категории работников, в отношении которых работодатель обязан организовывать прохождение обязательных медицинских осмотров, так как они не имеют отношения к реализации продукции, их деятельность носит аналитический, административный характер и не связана с участием в торговых отношениях, и нормами закона проведение обязательных медицинских осмотров предусмотрено не для всех работников торговли, а только для работников организаций, деятельность которых связана с реализацией пищевых продуктов, к каковым   ЗАО «Север Минералс» не относится.

По итогам рассмотрения дела Верховный Суд РФ указал, что доводы работодателя необоснованны, и проанализировав положения статьи 213 ТК РФ, пункта 15 «Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников», статьи 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, должностное лицо надзорного органа и нижестоящие судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что требование о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров распространяется на всех работников организаций торговли.

Учитывая изложенное, а также в связи с тем, что Общество осуществляет оптовую торговлю пищевыми продуктами, при этом законом предусмотрена обязанность работодателей по проведению медицинских осмотров работников, занятых на работах в организациях торговли, без указания в законе на конкретные виды торговли и реализуемую продукцию, все работники Общества должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), независимо от того, осуществляют ли они взаимодействие с продукцией Общества либо работают в подразделениях, не связанных с наличием такой продукции.

2. При предоставлении работникам лизинговых автомобилей, с целью минимизации рисков, связанных с возложением на Общество обязанностей по проведению предрейсового медицинского осмотра, желательно детально анализировать трудовую функцию работников.

Так, согласно решению Нагатинского районного суда города Москвы от 03.04.2014 по дел №2-727/14, предписание Государственной инспекции труда в городе Москве, согласно которому на работодателя ООО «Тева» были возложены обязанности производить доплату работникам за совмещение профессии водителя и обеспечить проведение обязательного психиатрического освидетельствования, обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра, было признано судом незаконным. Суд согласился с доводами работодателя и указал в решении, что если автомобиль не служит рабочим местом работника, т.е. с позиции статьи 209 ТК РФ местом, где работник (водитель) обязан выполнять трудовую функцию водителя автомобиля (перевозить грузы, пассажиров по распоряжению работодателя), если управление автомобилем, его использование работником осуществляется по личному усмотрению работника, в том числе в целях приезда на работу или в место, куда ему следует прибыть для выполнения работы по заданию работодателя, то отсутствуют основания утверждать, что в этом случае такой работник осуществляет трудовую функцию водителя автомобиля. Предоставление автомобилей работникам, как топ-менеджерам, так и другим работникам, для разных целей - как в качестве вспомогательной меры для выполнения элементов трудовой функции работника, так и (в том числе) в рамках, так называемого, «социального пакета», является и общемировой, и российской практикой. Но такой способ стимулирования работников не делает организацию-работодателя «хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в сфере строительства и автомобильного транспорта».

Учитывая изложенное, документы Общества не должны позволять проверяющим органам сделать вывод о том, что работника можно отнести к категории «водитель транспортного средства».

Негативная практика в этом вопросе для работодателей также существует, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 19.12.2016 №18-АД16-173, согласно которому доводы ООО «ПепсиКо Холдингс», которое оспаривало привлечение к административной ответственности за непроведение медицинского осмотра работника, признаны судом необоснованными. Данный работодатель указывал на то, что работник Т. принят на должность старшего торгового представителя, функции водителя транспортного средства не выполнял, в связи с чем обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра Т. отсутствовала. Однако, подобная позиция работодателя была признана судом необоснованной, с указанием в решении суда на то обстоятельство, что поскольку в силу должностной инструкции обязанностью старшего торгового представителя, в числе прочего, является посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом, на данную должность может быть назначено лицо, имеющее водительское удостоверение категории «B» и стаж вождения не менее одного года, и работник Т. значится водителем в путевых листах легкового автомобиля общества, доводы общества о том, что Т. не осуществлял трудовые функции в качестве водителя противоречат совокупности собранных по делу доказательств.

3. Для грузчиков, осуществляющих управление транспортом, потребуется проведение психиатрических освидетельствований и предрейсовых медицинских осмотров.

Согласно пункту 1 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 27.08.2018 № 553н, автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары относятся к напольному колесному промышленному транспорту.

Согласно пункту 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Ранее в пункте 1.33 ПОТ Р М-008-99 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)» было указано, что водители транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз.

После вступления в силу Приказа Минтруда России от 27.08.2018 № 553н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта», в котором отсутствует указание на необходимость проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей погрузчиков, высказывается мнение, что такие осмотры более не требуются. Однако, подтверждения правомерности такой позиции в правоприменительной и в судебной практике пока не имеется.

Необходимость прохождения указанными работниками психиатрического освидетельствования установлена Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», и Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377. Тот факт, что транспортное средство (в т.ч. погрузчик) является источником повышенной опасности, подтверждается судебной практикой, например, Апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 05.08.2014 по делу № 33-1370/2014.

4. По конкретным видам необходимые медицинские осмотры и освидетельствования работников Общества можно разделить на следующие категории:

4.1. Все работники Общества, в т.ч. офисные сотрудники отделов Общества, которые со складом либо продукцией при выполнении трудовой функции не взаимодействуют - проходят предварительный и периодический медицинские осмотры как для работников организаций торговли, при поступлении на работу и далее 1 раз в год, согласно пункту 15 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

4.2. Кладовщики, не управляющие транспортом, но непосредственно взаимодействующие с продукцией Общества – проходят предварительный и периодический медицинские осмотры как для работников пищевой промышленности, при поступлении на работу далее 1 раз в год, согласно пункту 14  приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

4.3. Грузчики, осуществляющие управление транспортом – проходят предварительный и периодический медицинские осмотры как для работников организаций торговли, при поступлении на работу и далее 1 раз в год, согласно пункту 15 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а также при поступлении на работу далее 1 раз в 2 года (для лиц до 21 года - ежегодно), согласно пункту 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

В дополнение к медицинским осмотрам грузчики проходят:

- психиатрическое освидетельствование в связи с работой с источником повышенной опасности, а также управлением транспортом, при поступлении на работу далее раз в 5 лет, согласно части 7 статьи 213 ТК РФ и разделу Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности Постановления Правительства РФ от 28.04.1993 № 377;

- предсменный медицинский осмотр (в случае управления транспортом), перед началом рабочего дня (смены, рейса), согласно пункту 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н.

Общая информация о порядке проведения медицинских осмотров

Виды обязательных медосмотров

Предварительные - при поступлении на работу с целью установления соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

Периодические - в течение трудовой деятельности для определения соответствия занимаемой должности и выявления и предупреждения профессиональных заболеваний.

Ежедневные - в начале и в конце рабочего дня для установления состояния здоровья на уровне, позволяющем выполнение непосредственной работы (в частности, управление транспортными средствами).

Внеочередные - на основании медицинских рекомендаций по результатам периодических медосмотров либо по просьбе работника с целью предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Психиатрические освидетельствования - с целью установления пригодности работника к выполнению определенного вида деятельности (не является медицинским осмотром).

Порядок проведения предварительных медосмотров

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется врачебная комиссия.

В состав комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности «профпатология». Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (статья 213 ТК РФ).

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления, которое заполняется на основании списка контингентов.

В направлении указывается: наименование работодателя; наименование медицинской организации, вид медицинского осмотра (предварительный или периодический), Ф.И.О. поступающего на работу и дата его рождения, структурное подразделение и должность (профессия) или вид работы, вредные и (или) опасные производственные факторы.

Документы для прохождения предварительного медицинского осмотра

- направление работодателя;

- паспорт гражданина (или другой документ, удостоверяющий его личность);

- паспорт здоровья работника (при наличии);

- решение врачебной комиссии, проводившей психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законом).

На лицо, проходящее осмотр, в медицинской организации оформляются:

- медицинская карта (хранится в медицинской организации);

- паспорт здоровья работника, в случае если он ранее не оформлялся.

По окончании осмотра паспорт здоровья выдается работнику на руки. В случае его утери работнику выдается дубликат паспорта здоровья.

Если претендент на должность отказывается пройти требуемый медицинский осмотр до заключения трудового договора, ему должно быть отказано в приеме на работу.

Если у претендента на работу выявлены противопоказания к выполнению такой работы, работодатель вправе отказать в заключении трудового договора.

Порядок проведения периодических медосмотров

Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в Роспотребнадзор по фактическому месту нахождения работодателя.

В списке контингента работников указывается: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы.

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем, и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения осмотра направляются работодателем в медицинскую организацию.

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра, который согласовывается с работодателем (примечание - здесь желательна сверка с запланированными отсутствиями работников: отпуска, командировки, обучение и пр.) и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения осмотра обобщает результаты и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти и представителями работодателя, составляет заключительный акт.

Заключительный акт составляется в четырех экземплярах. Акты направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, в Роспотребнадзор.

Учитывая изложенное, для проведения периодических медицинских осмотров требуется осуществление следующих действий:

1. Заключение договора с медицинской организацией на проведение периодических медицинских осмотров;

2. Разработка списка контингента, направление его в Роспотребнадзор;

3. Утверждение поименного списка на основании списка контингента;

4. Направление поименного списка в медицинскую организацию;

5. Согласование календарного плана проведения осмотров;

6. Предупреждение работников о медосмотре минимум за 10 дней под роспись.

Отзывы о юристе

Написать отзыв
Ваше имя:

Invalid Input
Прикрепить фото

Invalid Input
Отзыв:

Invalid Input

   Обновить
Invalid Input