В период пандемии коронавируса у многих организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также индивидуальных предпринимателей, остро встаёт вопрос возврата банковских кредитов.
Имеющаяся, по состоянию на 20.04.2020, нормативная база, позволяет реструктурировать графики возврата кредитов и снижения процентных ставок за пользование денежными средствами.
Рассмотрим ситуацию на примере субъекта МСП.
29.11.2019 организацией (далее, также – ООО, Заёмщик) с Банком (далее, также – Кредитор) был заключён Договор о предоставлении кредита (далее – Договор) в размере 5 000 000 рублей. Согласно Договору, Заёмщик обязался уплачивать Кредитору ежемесячную плату за пользование денежными средствами в размере 16 процентов годовых (в случае задержки возврата кредита (его части) плата за пользование просроченной к возврату суммой кредита взимается по повышенной ставке – 48 процентов годовых).
31.01.2020 Стороны подписали дополнительные соглашения к Договору, согласно которым Заёмщик обязался уплачивать Кредитору ежемесячную плату за пользование денежными средствами в размере 18 процентов годовых (в случае задержки возврата кредита (его части) плата за пользование просроченной к возврату суммой кредита взимается по повышенной ставке – 54 процентов годовых), а срок первого платежа по возврату кредита перенесён на более поздний срок: 23.03.2020.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в г. Москве, вызванной коронавирусом, следствием чего стало приостановление деятельности заказчика по государственному контракту (далее – Контракт), заключённому между ООО и казённым учреждением (далее – Заказчик), доходы от реализации которого являются источником погашения кредита, 23.03.2020 Заёмщик вновь обратился к Кредитору с просьбой о продлении сроков возврата кредита.
По результатам рассмотрения Кредитором обращения Заёмщика от 23.03.2020, Банк принял соответствующее решение о продлении сроков, но, с одновременным повышением процентной ставки за пользование денежными средствами.
Спустя три недели после принятия соответствующего решения Банком, из-за инертности реализации решений органов управления Банка, 17.04.2020 Стороны подписали соответствующие дополнительные соглашения к Договору. Согласно условиям дополнительного соглашения от 17.04.2020 возврат кредита должен быть осуществлён в соответствии со следующим графиком: 2 000 000.00 руб. - 23.04.2020; 3 000 000.00 руб. - 27.05.2020; с 01 апреля 2020 г. Заёмщик обязан уплачивать Кредитору ежемесячную плату за пользование денежными средствами уже в размере 21 процент годовых (в случае задержки возврата кредита (его части) плата за пользование просроченной к возврату суммой кредита взимается по повышенной ставке - 63 процентов годовых).
Между тем, с момента принятия и оформления Банком решения об изменении условий Договора (23.03.2020) и до момента подписания дополнительного соглашения (17.04.2020), ситуация с пандемией коронавируса стремительно развивалась, что повлекло принятие за это время органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации огромного количества нормативных актов, ограничивающих и/или регулирующих (корректирующих) работу Заёмщика, Кредитора, Заказчика.
Указанные нормативные акты сделали невозможным исполнение условий Договора и осуществление первой выплаты 23.04.2020, даже с учётом одобренных Банком его изменений, формализованных в дополнительном соглашении от 17.04.2020, потерявших свою актуальность на данный момент.
На текущий момент, работа Заёмщика и Заказчика приостановлена нормативными актами органов власти, для работников установлены нерабочие дни и они находятся в самоизоляции, а в адрес банков Центральным Банком Российской Федерации издан ряд предписаний и информационных писем, корректирующих их работу.
Согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п.1) (далее – Указ Президента).
Согласно п.2 Указа Президента высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений Указа Президента, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 Указа Президента;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В соответствии с п.4 Указа Президента он не распространяется на определённые организации (работодателей и их работников), к которым Заёмщик и Заказчик не отнесены:
а) непрерывно действующие организации;
б) медицинские и аптечные организации;
в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Мэром Москвы (далее – Мэр) издан Указ от 05.03.2020 №12-УМ (в редакции указа Мэра Москвы от 18.04.2020 № 44-УМ) «О введении режима повышенной готовности» (далее – Указ Мэра), который распространяется, по территориальному признаку, на Заёмщика, Заказчика и сам объект на котором выполняются работы, поскольку они, соответственно, зарегистрированы и расположены в г. Москве.
Мэр своим Указом приостановил деятельность большинства организаций, включая Заёмщика и Заказчика, а также ввёл ряд ограничений в отношении их работников, в частности:
1) обязал соблюдать режим самоизоляции отдельных граждан, указанных в п.п.9,10 Указа Мэра;
2) обязал прочих граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением ряда случаев, включая обращение за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов (п.12.3 Указа Мэра);
3) приостановил (п.4 Указа Мэра, Приложение №3 к нему) до 01.05.2020:
- (4.1) посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, указанная в приложении 3 к Указу Мэра. К видам указанной деятельности, в соответствии с Приложением №3 отнесены: строительство зданий, строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные;
- (4.3) выполнение строительных (ремонтных) работ, за исключением строительства объектов медицинского назначения, объектов связи, а также работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.
Из анализа совокупности вышеуказанных требований, содержащихся в Указе Президента и Указе Мэра, следует вывод, что:
- установленные нерабочие дни распространяются на работников Заёмщика и Заказчика;
- работники Заёмщика и Заказчика не должны покидать места проживания;
- деятельность, которую осуществляет Заёмщик и Заказчик приостановлена;
- посещение рабочих мест Заёмщика и Заказчика, а также самого объекта строительства приостановлено.
При этом, в п.20 Указа Мэр установил, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлёкшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы (п.20.1).
Указанное соответствует п. 3 ст. 401 ГК РФ.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства Центральный Банк Российской Федерации со своей стороны также принял ряд мер, направленных на предоставление банкам и заёмщикам по кредитам возможности реструктурировать графики возврата кредитов в сторону переноса сроков выплат и освобождение заёмщиков от ответственности и иных санкций, связанных с невозможность своевременного возврата долга, чтобы не ухудшать положение последних.
Так, согласно информационному письму Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» в целях оказания дополнительной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) с учётом складывающейся экономической ситуации в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), Банк России рекомендует кредитным организациям, до 30.09.2020 включительно в качестве первоочередной меры, направленной на предотвращение случаев возникновения у субъектов МСП просроченной задолженности по договорам кредита (займа) или на её урегулирование, рассматривать реструктуризацию предоставленных им кредитов (займов), в том числе путём предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП.
Одновременно с этим, в указанных ситуациях рекомендуется не начислять заёмщику неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита (займа).
Согласно Информационному письму Банка России от 20.03.2020 № ИН-01-41/20 «Об особенностях применения нормативных актов Банка России» Банк России в связи с вопросами кредитных организаций об оценке кредитного риска в целях применения Положения Банка России от 28.06.2017 №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее - Положение Банка России №590-П) и Положения Банка России от 23.10.2017 №611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее - Положение Банка России №611-П) в случаях, когда ухудшение финансового положения юридических лиц - заёмщиков (контрагентов) кредитной организации обусловлено распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), информирует о следующем.
В целях применения Положения Банка России № 590-П и Положения Банка России № 611-П при классификации ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера юридических лиц - заёмщиков (контрагентов) - субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовое положение и (или) качество обслуживания долга которых ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации может быть принято решение (общее решение в отношении совокупности ссуд и (или) прочих активов и (или) условных обязательств кредитного характера) о неухудшении оценки их финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера, осуществлённой на 01.02.2020.
В связи со сложившейся ситуацией был принят Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа», согласно ст.7 которого:
(1) Заемщик, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации (далее в настоящей статье - заемщик), заключивший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с кредитором - кредитной организацией, которая осуществляет деятельность по предоставлению кредитов (займов), кредитный договор (договор займа) вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком (далее - льготный период).
(2) Указанное в ч. 1 настоящей статьи требование заемщика - индивидуального предпринимателя вместо приостановления исполнения заемщиком своих обязательств может предусматривать уменьшение размера платежей в течение льготного периода.
(3) Требование заёмщика, указанное в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать указание на приостановление исполнения своих обязательств по кредитному договору (договору займа) или в случае, предусмотренном ч. 2 настоящей статьи, на уменьшение размера платежей в течение льготного периода.
(4) Заёмщик вправе определить длительность льготного периода не более шести месяцев, а также дату начала льготного периода, которая не может быть установлена ранее дня направления заёмщиком требования, указанного в ч. 1 настоящей статьи. В случае, если заёмщик в своём требовании не определил длительность льготного периода, а также дату начала льготного периода, льготный период считается равным шести месяцам, а датой начала льготного периода - дата направления требования заёмщика кредитору.
(6) Кредитор, получивший требование заёмщика, указанное в ч. 1 настоящей статьи, в срок, не превышающий пяти дней, обязан рассмотреть указанное требование и сообщить заемщику об изменении условий кредитного договора (договора займа) в соответствии с представленным заемщиком требованием, направив ему уведомление.
(7) В случае неполучения заемщиком от кредитора в течение десяти дней после дня направления требования, указанного в ч. 1 настоящей статьи, уведомления, предусмотренного ч. 6 настоящей статьи, льготный период считается установленным со дня направления заемщиком требования кредитору, если иная дата начала льготного периода не указана в требовании заемщика.
(8) Со дня направления кредитором заемщику уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, условия соответствующего кредитного договора (договора займа) считаются измененными на время льготного периода на условиях, предусмотренных требованием заемщика, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и с учетом требований настоящей статьи. Кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее окончания льготного периода.
(9) В течение льготного периода не допускаются начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заёмщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту). Сумма процентов, неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется и уплачивается после окончания льготного периода.
(16) Изменение условий кредитного договора, договора займа в соответствии с настоящей статьей не требует согласия залогодателя в случае, если залогодателем является третье лицо, а также поручителя и (или) гаранта. В случае, если кредитный договор (договор займа), измененный в соответствии с настоящей статьей, был обеспечен залогом, поручительством или гарантией, срок действия такого договора залога, поручительства или гарантии продлевается на срок действия кредитного договора (договора займа), изменённого в соответствии с настоящей статьёй.
Условия Договора Кредитор также предусматривали право Кредитора продлевать срок возврата кредита, в том числе в одностороннем порядке, пролонгировать кредит, либо переносить уплату платежа по графику возврата основного долга, а также снижать в одностороннем порядке установленные Договором ставки ежемесячной платы за пользование денежными средствами не более чем на 4 процентных пункта.
Учитывая вышеуказанное, а также тот факт, что необходимость внесения соответствующих изменений вызвана вышеуказанными обстоятельствами и действием системных факторов, обусловленных распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) Заёмщик вправе просить Кредитора изменить график возврата кредита, а также, принимая во внимание, что решение Банка о повышении процентной ставки до 21% для Заёмщика было принято Кредитором ещё 23.03.2020 и не могло учитывать все принятые в период до 17.04.2020 (даты подписания дополнительных соглашений), нормативные акты органов власти и Центрального банка РФ, влияющих на работу сторон Договора и Контракта, просить Банк не усугублять положение Заёмщика: пересмотреть процентную ставку, понизить её и вернуть её до прежнего уровня.
Банкам необходимо иметь ввиду, что усиление Кредитором нагрузки на Заёмщика: повышение процентной ставки в разгар пандемии коронавируса и в условиях обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем Заёмщик не имел возможности своевременного возврата кредита, не соответствует целям, задачам и требованиям органов власти РФ и ЦБ РФ, чьи действия направлены на снижение нагрузки на предпринимателей.