+7 (977) 800-444-2 mos@urms.ru

Наши юристы

TУЛЯKOB E.

земельное право

et@urms.ru

Наши юристы

AKИMKИH A.

персональные данные

aa@urms.ru

Наши юристы

CИДEЛEB Д.

трудовое право

ds@urms.ru

Наши юристы

БУДЬIШ A.

административное право

ab@urms.ru

Наши юристы

KPИBOШЕЕB Д.

взыскание долгов

dk@urms.ru

Наши юристы

Соболев Д.

административное право

sd@urms.ru
10
лет
на защите
интересов клиентов

юристы высокой профильной квалификации

Сейчас каждая организация задаётся вопросом: является ли пандемия коронавируса форс-мажором и освобождает ли от ответственности? По состоянию на 09.04.2020 можно сказать, что ответ на этот вопрос не однозначен.

Согласно п.3 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, чтобы быть признанным форс-мажором, обстоятельство, вследствие которого сделалось невозможным надлежащее исполнение обязательства, должно одновременно соответствовать критериям чрезвычайности и объективной непредотвратимости.

В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий».

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230 «юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.

Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.

Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость».

Согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п.1) (далее – Указ).

Согласно п.2 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;

б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 Указа;

в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

В соответствии с п.4 Указа он не распространяется на определённые организации (работодателей и их работников), к которым большинство организаций не относится:

а) непрерывно действующие организации;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Губернатором Московской области (далее – Губернатор МО) издано Постановление от 12.03.2020 № 108-ПГ (далее - Постановление) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (в ред. Постановления Губернатора МО от 29.03.2020 № 162-ПГ) (аналогично в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ в ред. указа от 29.03.2020 № 34-УМ), дополнительно разъясненное, после издания Указа, Главным управлением территориальной политики Московской области в Разъяснениях ГУТП МО от 02.04.2020 «Ответы на вопросы о мерах, принимаемых в Московской области в целях противодействия пандемическому распространению коронавирусной инфекции».

Губернатор МО, своим Постановлением приостановил деятельность отдельных организаций, а также ввёл ряд ограничений, в частности:

1) обязал соблюдать режим самоизоляции отдельных граждан, указанных в п.п.2-4 Постановления;

2) обязал прочих граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением ряда случаев, включая следование к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (п.5 Постановления);

3) запретил проведения ряда массовых мероприятий (п.6 Постановления);

4) приостановил оказание определенных услуг в местах массового скопления граждан, посещение гражданами мест, предназначенных для проведения массовых мероприятий, определенных стоматологических услуг и т.п. (п.8 Постановления);

5) приостановил работу предприятий общественного питания, объектов розничной торговли, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги (п.9 Постановления).

Из анализа совокупности вышеуказанных требований, содержащихся в Указе и Постановлении, можно сделать вывод, что:

-установленные нерабочие дни распространяется на работников большинства организаций;

-деятельность, которую осуществляет большинство организаций не приостановлена и не находится под запретом;

-отсутствует запрет работникам большинства организаций следовать к месту выполнения работы;

- существенная часть работников большинства организаций не подпадает под требование соблюдения режима самоизоляции.

При этом, в п.24 Губернатор МО установил, что «распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы».

Договоры, заключенные организациями между собой содержат ряд обязательств, сроки исполнения которых выпадают на период до 30 апреля 2020 года.

Из совокупного анализа п.3 ст.401 ГК РФ, вышеназванных нормативных актов и положений типовых договоров (подряда, поставки, аренды и пр.), касающихся форс-мажора следует, что саму пандемию коронавируса и соответствующие распоряжения органов власти можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам.

Однако, для освобождения от ответственности за нарушение обязательств недостаточно самого факта наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Организация должна доказать, что надлежащее исполнение своих обязательств оказалось невозможным вследствие форс-мажора (непреодолимой силы).

При этом, де-юре, ни Указ, ни Постановление, на момент подготовки справки, не приостанавливают работу большинства организаций, не запрещают им осуществлять деятельность, направленную на исполнение своих обязательств по договорам, равно как отсутствует запрет на следование к месту работы сотрудников этих организаций или запрет исполнения своих трудовых обязанностей иным способом, предусмотренным действующим трудовым законодательством, например, дистанционно.

Указанное может свидетельствовать о возможности организаций исполнять ряд своих обязательства по договорам, деятельность которых прямо не приостановлена Постановлением.

Таким образом, учитывая вышеуказанное, полагаем, что для большинства компаний существует риск того, что наличие рассматриваемых форс-мажорных обстоятельств не будет признано основанием для их освобождения от ответственности за нарушение обязательств по договорам.

Отзывы о юристе

Написать отзыв
Ваше имя:

Invalid Input
Прикрепить фото

Invalid Input
Отзыв:

Invalid Input

   Обновить
Invalid Input