+7 (977) 800-444-2 mos@urms.ru

Наши юристы

TУЛЯKOB E.

земельное право

et@urms.ru

Наши юристы

AKИMKИH A.

персональные данные

aa@urms.ru

Наши юристы

CИДEЛEB Д.

трудовое право

ds@urms.ru

Наши юристы

БУДЬIШ A.

административное право

ab@urms.ru

Наши юристы

KPИBOШЕЕB Д.

взыскание долгов

dk@urms.ru

Наши юристы

Соболев Д.

административное право

sd@urms.ru
10
лет
на защите
интересов клиентов

юристы высокой профильной квалификации

1. Возможно ли заключение ГБУ трёхстороннего соглашения?

Определения ГБУ даны в статье 123.22 (Государственное учреждение и муниципальное учреждение) ГК РФ и в статье 9.2 (Бюджетные учреждения) Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

Так, согласно статье 9.2. Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2).

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц ЗА ПЛАТУ и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКАЗАНА В ЕГО УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ (п. 4).

Бюджетное учреждение – это юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно п. 2 юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Выполнение работ или оказание услуг, согласно статье 153 ГК РФ осуществляется на основании сделок. Сделками признаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трёх или более сторон (многосторонняя сделка).

Таким образом, из буквального толкования вышеприведённых норм следует, что заключение ГБУ договора подряда или оказания услуг, независимо от количества сторон такого договора, является правом ГБУ, лишь бы это соответствовало предмету и целями его деятельности или было прописано в уставе.

2. Возможно ли участие ГБУ в консорциуме?

По общему правилу Консорциум (от лат. Consortium — соучастие, сообщество) — организационная форма временного объединения независимых организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Действующее российское законодательство не содержит понятия консорциума. Однако, на практике, под этим понимают договор простого товарищества.

Согласно статье 1041 (Договор простого товарищества) ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (п.1).

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п.2).

В соответствии со статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, если предметом договора простого товарищества с участием ГБУ не будет являться систематическое получение прибыли, то, полагаю, возможно участие ГБУ в простом товариществе. Каких-либо ограничений правоспособности ГБУ для участия в таких договорах не выявлено.

Главное, чтобы данная деятельность соответствовала предмету и целям деятельности ГБУ или это было прописано в уставе.

Также, необходимо обратить внимание на нижеследующее: в соответствии с пунктом 1 статьи 1042 (Вклады товарищей) ГК РФ вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

Согласно пункту 10 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях ГБУ не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях (крупные сделки, сделки с заинтересованностью и др.).

Таким образом, в зависимости от вносимого ГБУ вклада, возможно возникновение необходимости получения согласия на это собственника.

Отзывы о юристе

Написать отзыв
Ваше имя:

Invalid Input
Прикрепить фото

Invalid Input
Отзыв:

Invalid Input

   Обновить
Invalid Input